Форум Искушение!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Форум Искушение! » Наши города/Путешестуем вместе » Кострома - родина Снегурочки.


Кострома - родина Снегурочки.

Сообщений 1 страница 20 из 36

1

Город Кострома – один из старейших русских городов, административный, культурный и промышленный центр Костромской области. Расположен в 330 км. к северу-востоку от города Москвы на Костромской низменности, на обоих берегах реки Волги и старого устья реки Костромы. Климат умеренно континентальный: средние температуры января -12 °С, июля 18 °С. Осадков около 600 мм. в год.

Кострома – важный транспортный узел: Северная железная дорога, шоссейные дороги. Через Кострому проходит автомобильная трасса республиканского значения Москва – Ярославль – Киров – Пермь – Екатеринбург. В настоящее время она пересекает р. Волгу по построенному более 30 лет назад автопешеходному мосту. Через Кострому проходят автомобильные дороги, соединяя город с другими центрами соседних областей: Иваново, Вологдой, Нижним Новгородом. В городе расположен речной порт. Имеется аэропорт.

Общая площадь земель в городской черте – 144,5 кв.м.

Численность постоянного населения на 2005 г. – 275,9 тыс. чел.

Конфессиональная характеристика

Испокон веков основной религиозной конфессией в г. Костроме являлось православие. В настоящее время на территории города действуют 3 православных монастыря: Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь (конец XIII века), Богоявленско-Анастасиин женский монастырь (первая половина XV века), Знаменский женский монастырь. И 11 православных храмов: Александра и Антонины в поселке Селище (1628 г.); Воскресения на Дебре, по преданию, первый деревянный костромской храм, построенный первым князем Василием Ярославичем в XIII в; Иоанна Златоуста – церковь, никогда не закрывавшая двери для прихожан; Спаса на Запрудне – построена на месте явления князю Василию Ярославичу в XIII веке костромской Чудотворной иконы Божией матери «Феодоровской». Возглавляет Костромское Епархиальное отделение Русской Православной церкви Архиепископ Костромской и Галичский Александр (Могилев).

Одна из величайших Российских святынь – главная святыня и покровительница древнего Богохранимого Костромского края, покровительница царской династии Романовых – Чудотворная икона Божией матери «Феодоровская».

На территории города Костромы представлены и другие религиозные конфессии: христианского толка: старообрядцы (церковь Спасская за рекой Волгой), католики, протестанты, баптисты, последователи ислама, иудаизма и ряд других мелких религиозных групп различной направленности.

Планировка. Архитектурные памятники

Город Кострома – своеобразный и уникальный памятник русского градостроительства XVI-XIX веков с ценными памятниками архитектуры и истории, один из русских городов, сохранивших неповторимый и своеобразный архитектурный облик.

В старой части города сохранилась исторически сложившаяся планировочная структура – лучевая сетка улиц, соответствующая генеральному плану города, утвержденному императрицей Екатериной II в 1781 году с раскрытием центра города к реке Волге.

На территории города сохранилось большое количество историко-архитектурных ансамблей, отдельных памятников, включая памятники промышленной архитектуры. Самые древние среди сохранившихся до наших дней исторических построек входят в ансамбли Богоявленского монастыря (Богоявленский собор 1565 г.) и Ипатьевского монастыря (Троицкий собор 1652 г.) Выдающимся памятником русской архитектуры XVII в. является церковь Воскресения на Дебре (1652 г.)

Торговый ансамбль возводился на месте посада. Комплекс Костромских торговых рядов является одним из самых крупных сохранившихся торговых центров России конца XVIII - начала XIX в.в. Торговые ряды, расположенные на главной площади города, состоят из более двадцати зданий, различных по размерам и спуска к реке Волге. Комплекс зданий Красных, Мучных, Пряничных, Рыбных, Табачных, Масляных, Молочных рядов придают центру города неповторимый и своеобразный архитектурный облик (архитекторы К. Клер, С.А. Воротилов, В.П. Стасов, Н.И. Метлин, П.И. Фурсов).

В ансамбль главной административной площади города – Сусанинской, входят выдающиеся памятники русской –архитектуры – здание Присутственных мест (архитекторы А.Д. Захаров, Н.И. Метлин), дом Борщова (архитектор Н.И. Метлин), здания Гаупвахты и пожарной Каланчи (архитектор П.И. Фурсов), построенные в 1800-1820 годах. В 1823 году близ таможенной заставы на берегу р. Волги на месте главного подхода к ансамблю торговых рядов была построена Московская застава (архитектор П.И. Фурсов) для организации парадного въезда со стороны главной транспортной артерии – реки Волги.

Культура

В городе работает четыре муниципальных творческих коллектива: муниципальный симфонический оркестр, профессиональный уровень исполнительского мастерства которого позволяет приглашать для сотрудничества солистов – лауреатов международных конкурсов; муниципальная хоровая академическая капелла; ансамбль музыки, песни и танца «Волга-Волга»; муниципальный ансамбль гармонистов «Махоня». Город Кострома – родина известного всему миру Государственного ансамбля танца «Кострома».

С 1998 года в городе проводится открытый городской фестиваль-конкурс детских, юношеских и молодежных творческих коллективов и исполнителей «Весенняя Кострома», в котором ежегодно принимает участие более 3000 коллективов и солистов.

Начальным музыкальным образованием детей занимаются коллективы 6 детских музыкальных школ и 2 школ искусств.

В городе работают три театра: старейший в России Костромской областной драматический театр имени А.Н. Островского (1808 г.), костромской театр кукол (1936 г.), муниципальный Камерный драматический театр под руководством Б. Голодницкого (1998 г.)

На территории города находятся Костромской Государственный Объединенный Историко-архитектурный музей «Ипатьевский монастырь», Костромской Государственный Объединенный Художественный музей, литературный музей. С 1996 г. в Костроме работает Муниципальное учреждение культуры «Художественная галерея», которая развивается как музей современного искусства.

В городе широко представлены творческие объединения художников, писателей и композиторов.
Учебные, научные учреждения

Оказанием библиотечно-библиографических и информационных услуг в городе занимается муниципальное учреждение культуры «Централизованная библиотечная система города Костромы» с фондом документов 638 тыс. экземпляров, которая объединяет 20 библиотек (более 56 тысяч читателей) Одна из старейших в городе библиотек – библиотека имени А.С. Пушкина (1915 г.). Книжный фонд библиотеки насчитывает более 116 тысяч документов, ее услугами пользуется более 12 тысяч читателей.

В городе действуют четыре государственных вуза — Костромской государственный университет им. Н. А. Некрасова, Костромской государственный технологический университет, сельскохозяйственная академия и Военная академия радиационной, химической и биологической защиты. Кроме того, имеются филиалы и представительства государственных и негосударственных вузов, средние профессиональные учебные заведения, в их числе лесомеханический, политехнический, торгово-экономический колледжи, училище культуры и музыкальное училище.

Экономические сведения

Наиболее крупные в своих отраслях предприятия: ОАО «Костромской завод «Мотордеталь» (детали цилиндропоршневой группы для двигателей), ОАО «Фанплит» (фанера и древесностружечные плиты), ГУ ИПП «Кострома», ОАО «Калориферный завод» (тепловые калориферы), ФЛ ФГУП «Костромской ликеро-водочный завод», ОАО «Костромской ювелирный завод», ЗАО «Серебряный источник» (бутилированная питьевая вода «Святой источник») и многие другие.

В г. Костроме функционируют ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2, производящие тепловую и электрическую энергию.

В городе насчитывается 12 финансово-кредитных учреждений преимущественно в виде филиалов крупных банков, в том числе 2 самостоятельных небольших коммерческих банка.

По сравнению с 1991 г. число предприятий общественного питания и магазинов увеличилось более чем в 10 раз.

В городе при Костромской торгово-промышленной палате имеется постоянно действующая выставка промышленной продукции местного производства.

В городе имеется 7 гостиниц, в том числе одна муниципальная. Наиболее крупными и комфортными являются гостиница «Русь» и мотель «Интурист-Кострома».

Входящую в состав «Золотого кольца» Кострому ежегодно посещает более 120 тыс. организованных туристов, из которых около 10 % приходится на туристов из дальнего зарубежья.

2

а почему родина Снегурочки?

3

Потому что главная Снегурочка России - это одна из Костромских красавиц!

4

История средневековой Костромы

    В конце XI века в леса Среднего Поволжья, где издавна обитало племя мерян, пришли славянские колонисты. Это были выходцы из Юго-Западной Руси. Заволжье привлекало их обилием леса, ценного пушного зверя, рыбы, месторождением соли. Они основали при впадении в Волгу реки Костромы небольшое поселение. Несколько позднее, около 1152-1157 года, ростово-суздальский князь Юрий Долгорукий, укрепляя северную границу своих владений, заложил при слиянии Костромы и Волги пограничный город-крепость Кострому. Кострома стала центром дальнейшей колонизации лесного Заволжья, от нее начиналась дорога к Галичу, Чухломе, Соли Галицкой (Солигаличу) - древнейшим славянским поселениям Костромской области.

    Лесное Заволжье - край болот и дремучих лесов; здесь цивилизация развивалась медленно, дольше сохранялись обычаи глухой старины. Само название города, породившее столько гипотез у историков, происходит, по-видимому, от древнего языческого славянского праздника Костромы, занимавшего видное место в цикле летних ритуальных игрищ в честь всесильного бога солнца Ярилы.

    Костромой звали соломенную куклу, которую в летнее время носили хороводом девушки, пели ей специальные обрядовые песни, а затем несли к реке, топили ее в воде или сжигали на костре. Праздник похорон Костромы был одним из главных в цикле летних народных гуляний. Предполагают, что под видом похорон Костромы - соломенного чучела, сохранялся в народе древний обычай весеннего жертвоприношения Яриле. Церковники жестоко преследовали подобные празднества. Но несмотря на все запреты церкви, праздники в честь подобных славянских божеств справлялись в Костроме и некоторых городах современной Костромской области до конца XVIII века. В 1771 году святейший Синод окончательно запретил ежегодно справляемые в Костроме празднества в честь Ярилы, грозя отлучением от церкви и отказом в погребении. Однако в самой Костроме, Галиче, Нерехте летние празднества называли по старой привычке до самого начала XX века "яриловками", а неподалеку от этих городов сохранялись еще долго березовые вековые рощи, некогда посвященные Яриле и ставшие в поздние времена излюбленными местами летних народных гуляний.

    История средневековой Костромы - это рассказы о набегах татар, междуусобных распрях князей, пожарах, выжигавших город дотла, эпидемиях чумы и холеры, народных волнениях.

    Первое летописное известие о Костроме относится к 1213 году и связано с распрями между сыновьями великого владимирского князя Всеволода III "Большое гнездо". В этом году ростовский князь Константин сжег принадлежавшую его брату - владимирскому князю Юрию - Кострому и отвел пленных жителей города в удельный Ростов. В тридцатые годы XIII века только что отстроенная Кострома вновь была сожжена, но уже войсками Батыя, разорившим все волжские города "до Галича Мерьского". Очевидно, после 1239 года Кострома была восстановлена великим князем владимирским Ярославом Всеволодовичем, построившим в городе деревянную церковь в честь святого патрона Федора Стратилата, имя которого он носил в крещении.

    В 1246 году Кострому отдали в удельное владение младшему сыну Ярослава Всеволодовича - Василию. Василий Ярославич прожил недолго и умер 37 лет отроду в 1276 году, но его короткое правление явилось одной из ярких страниц в истории Костромы. В 1272 году Василий стал великим князем владимирским - главой всех удельных княжеств Северо-Восточной Руси. Он не поехал в стольный Владимир, а остался в удельной Костроме, сделав ее тем самым, вопреки давним традициям, столицей Северо-Восточной Руси. Во времена правления Владимира Ярославича в Костроме были основаны Спасо-Запрудненский Монастырь и церковь Воскресенья на Дебре, построен Успенский собор. С именем этого князя связано "явление" одного из древнейших памятников русской живописи - иконы Богоматери Федоровской, сохранившейся до наших дней.

    В 1272 году неподалеку от Костромы, близ современного села Некрасова произошла битва с татарами, окончившаяся победой русских воинов, сражавшихся под предводительством Василия Ярославича. В память об этой победе костромичей над татарами была поставлена в начале XVIII века на берегу озера у села Некрасова каменная часовня, увенчанная шатровым покрытием и расписанная внутри в двадцатых годах XVIII века фресками, часть из которых посвящена победе костромского войска в битве 1272 года.

    После смерти Василия Ярославича Кострома опять стала глухим городом. В 1330-1340 годах она была прикуплена Иваном Калитой и вошла в число городов Московского княжества.

    Местоположение Костромы на левом берегу Волги сказывалось на ее развитии. Город находился в стороне от торговых сухопутных путей, соединявших Ростов, Ярославль, Суздаль, Москву. Но в местоположении Костромы были и свои преимущества : она не раз служила укрытием для московских князей от внезапных набегов татар и соперников в борьбе за великое княжение. В XIV веке происходит постепенное разрастание города за счет переселенцев, бежавших из Смоленского, Тверского и Рязанского княжеств от усобиц князей и татарских набегов. С XIV века правил Костромой воевода, назначаемый московским князем. В 1380 году костромичи под предводительством своего воеводы Ивана Родионовича Квашни храбро сражались на Куликовом поле. Летописи рассказывают о том, что костромские воины Федор и Григорий после битвы Дмитрия Донского "под сеченым деревом березовым бита велми отдыхаюша".

    В дни нашествия на Москву Тахтамыша Дмитрий Донской бежал в Кострому, собрал здесь ополчение и вернулся с ним в столицу. Позднее, когда Москве угрожал Едигей, в Костроме укрывался сын Дмитрия - Василий.

    В XIII-XIV веках вокруг Костромы возникают укрепленные монастыри, защищавшие подступы к городу : Ипатьевский и Николо-Бабаевский.

    В начале XV века Кострома была уже довольно крупным городом с большим числом жителей. О размерах города дает представление сообщение от 1413 года, где говорится, что во время пожара в Костроме сгорело 30 церквей. После этого пожара город был отстроен заново, но несколько изменилась его топография в связи с перенесением кремля на высокий берег Волги, на то место, где теперь находится городской парк.

    В первой половине XV века Кострома, Галич и Чухлома стали ареной распрей московского князя Василия Темного с сыновьями Юрия Звенигородского - Дмитрием Шемякой и Василием Косым, претендовавшими на великое княжение московское. Сильно страдало костромское население в XV веке и от набегов разбойничьих ватаг новгородских ушкуйников и летучих отрядов конницы казанских татар, не раз внезапно нападавших на город, грабивших и сжигавших его посады.

    После пожара 1413 года в Костроме, по велению великого московского князя Василия Дмитриевича, были возведены в новом кремле первые в городе каменные здания Успенского и Троицкого соборов. Но эти здания, горевшие и рушившиеся в XVI и XVII веках, неоднократно перестраиваемые в XVII и XVIII столетиях, не сохранились до наших дней.

    Значительно расширилось каменное строительство в Костроме во второй половине XVI века, в связи с возвышением бояр из рода Годуновых. Годуновы считали себя потомками легендарного татарского мурзы Чета, принявшего, якобы, в начале XIV века христианство и основавшего близ Костромы Ипатьевский монастырь. Борис и Дмитрий Годуновы начали каменное строительство стен и зданий Ипатьевского монастыря.

    К концу XVI века в Костроме увеличилось число ремесленников и торговцев, выросло посадское население. Но и это короткая полоса подъема была вскоре прервана.

    В начале XVII века Россия подверглась нападению польско-шведских интервентов. В 1608 году отряд польской шляхты захватил Кострому и укрепился в ней. Отсюда поляки начали набеги на заволжские города России. Осенью 1608 года в древнем Галиче поднялось восстание против поляков, быстро распространившееся по всем городам костромского края. В ноябре - декабре 1608 года галичане и костромичи, организовав первое народное ополчение, освободили Кострому.

    Лжедимитрий II послал в Кострому для подавления этого восстания карательный отряд пана Лисовского, 28 декабря восстание с помощь изменников бояр было подавлено, и в январе 1609 года Лисовский пошел из Костромы в Галич. Сразу же после ухода отряда Лисовского к Костроме подступило новое ополчение патриотов, и 4 марта польский гарнизон, оставленный Лисовским, вынужден был сдать город и укрыться за стенами Ипатьевского монастыря. Ополчение галичских, вологодских, кологривских, парфеньевских, устюжских и костромских крестьян и ремесленников, освободившее город, начало длительную осаду Ипатьевского монастыря. На помощь осаждающим прибыло 5 тысяч галичских крестьян под предводительством Ивана Кологривова и ополчение из Ярославля. 1 мая к осаждающим подошел новый отряд ополченцев под командой опытного в ратных делах воевода Давида Жеребцова. По его приказанию, вокруг Ипатьевского монастыря было вырыто двойное кольцо рвов, прервавшее связь осажденных с внешним миром. На помощь засевшему в монастыре гарнизону интервентов в конце мая подошел отряд под командой Лисовского, но все его попытки прорвать кольцо осаждающих и переправиться на левый берег Волги окончились неудачей. Отряд Лисовского вынужден был бросить осажденных на произвол судьбы. Ночью 24 сентября 1609 года костромичи Константин Мезенцев и Николай Косыгин сумели заложить под одну из стен монастыря бочку с порохом. При взрыве герои погибли, но в образовавшийся пролом стены бросились ополченцы и после короткой и жестокой схватки выбили интервентов из монастыря. Поляки пытались спастись бегством. Их настигли и уничтожили у села Некрасова, где в 1272 году потерпели поражение от костромского войска Василия Ярославича отряды татар. Этим эпизодом и окончилось освобождение Костромы от польских интервентов. В 1612 году костромские люди вошли в ополчение Минина и Пожарского, принимавших участие в освобождении Москвы.

    Вскоре после изгнания интервентов Кострома оказалась центром событий, имевших общерусское значение. В 1613 году земский собор постановил избрать на царство племянника первой жены царя Ивана Грозного Анастасии - Михаила Федоровича Романова, местопребыванием которого в это время оказался Ипатьевский монастырь. Сюда и явилась делегация, чтобы вручить юному царю разоренную державу.

    Тогда и совершил свой подвиг крестьянин костромской губернии Иван Сусанин, уроженец села Домнино. Польский отряд, посланный захватить вновь избранного царя, пробираясь глухой лесной дорогой, сбился с пути и попал в деревню Деревнище, где повстречал Ивана Сусанина, который завел врагов в непроходимые чащи и там погиб от их рук. Патриотический подвиг крестьянина из села Домнино стал легендой, а в 1851 году был увековечен монументом, воздвигнутым по проекту скульптора В. Демут-Малиновского. Не сохранившийся до наших дней памятник представлял собой высокий столб, увенчанный бюстом царя Михаила и склоненную перед ним фигуру народного героя; на пьедестале был борельеф с изображением гибели Сусанина. Новый памятник Сусанину выполнен в 1967 году по проекту скульптора Н. А. Лавинского и установлен в сквере на Молочной горе.

    Польские интервенты нанесли тяжелые раны волжскому городу. В 1614 году в Костроме было всего 312 дворов, значительно уменьшилось число жителей.

    После избрания царя Михаила члены царской семьи стали почитать Ипатьевский монастырь своей фамильной святыней и, вступая на престол, считали своим долгом посетить Кострому. Каждое такое посещение привносило нечто новое в жизнь и облик города. Например, в 1767 году Екатерина II учредила герб города с изображением ладьи "Тверь", на которой она прибыла в Кострому. В начале своего недолгого царствования, в 1797 году, в Костроме побывал Павел I, который пожаловал городу новый герб с чрезвычайно сложной символикой, где были и золотой крест, и серебрянный полумесяц. С приездом в 1858 году Александра II была связана переделка так называемых "палат бояр Романовых" в Ипатьевском монастыре - стилизация под архитектуру XVII века, выполненная по проекту архитектора Ф. Ф. Рихтера.

    С двадцатых годов XVII века начался новый этап в развитии города. Экономическому росту Костромы содействовало процветание соседнего Ярославля, ставшего уже с XVI века перекрестным пунктом торговых путей из Архангельска в Москву и по Волге от Ярославля до Астрахани и Каспийского моря, откуда начинался торговый путь связывающий Западню Европу с Персией и другими странами Востока. Кострома была первым городом вниз по Волге от Ярославля, здесь стали селиться не только русские, но и иностранные торговцы. Тогда же в Костроме возникает большой торговый центр - мясные, мучные, соляные, калашные, иконные, железные, шубные торговые ряды. Появляются новые слободы - Кузнецкая, Ямская, Рыбная, Кирпичная, названия которых сохранились до наших дней в наименованиях улиц. Из костромских промыслов особенно славились мыловаренный, полотняный и кожевенный. Развитие экономики благотворно отразилось на развитии города, превратив его в один из центров русской культуры.

    В 1619 году началось строительство нового города, большего, нежели была Кострома до нашествия отряда поляков Лисовского. Новый город был укреплен рвами и обнесен деревянной стеной с двадцатью тремя башнями и шестью воротами. Внутри города стояли церкви Никольская, Усекновения главы Иоанна Предтечи, Рождества Иоанна Предтечи, Николая и семи отроков эфесских. Здесь же находились таможенная изба, гостиный двор с 4 амбарами, земская изба. На торговой площади были ряды 21 названия, имевшие 494 лавки и 248 амбаров.

    Со второй половины XVII века в Костроме начинается строительство каменных храмов на средства богатейшего городского купечества и горожан. В городе к этому времени было пять монастырей: Крестовоздвиженский, Вознесенский, Спас-подвязный, Анастасьинский, Богоявленский и тридцать пять приходских церквей.

    В 1650 году в Костроме было уже 2086 дворов. Во второй половине XVII века в городе проживали 600 ремесленников и числилось тридцать дворов иностранных людей - торговцев. За границу вывозилось костромское белое мыло, которое, по отзывам иностранных торговых агентов тех лет, "никакая нация не может дать за лучшую цену". Расцветали художественные ремесла и промыслы. По переписным книгам Костромы XVII века в городе было более семидесяти иконописцев, большинство из которых постоянно вызывались "на государевы работы" в Москву и другие города России. По всей Руси славились артели костромских каменщиков, строивших церкви в Москве, селах и монастырях подмосковья, в Рязани и Переславле. Одним их традиционных товаров городской торговли была "олифа костромского варенья", которая покупалась в Оружейную палату у костромского посадского человека Пешки Турбина. Во второй половине XVII века в Костроме появились гончарные мастерские, в которых делали изразцы для украшения домовых печей и наружных стен церквей. Богатели и ширились городские посады, среди которых особенно процветал посад Большие Соли, где жили поколения резчиков по дереву и каменщиков. В волжских селах Красное, Сидоровское, Сунгурово, а также в самой Костроме развивались ювелирные промыслы. (В селе Красном этот промысел существовал уже с XIV века.)

    Но и во второй половине XVII века развитие Костромы неоднократно прерывалось эпидемиями и пожарами. В 1645 году пожар уничтожил почти весь город, а начавшаяся вскоре моровая язва погубила две трети костромского населения. В 1672 году новый грандиозный пожар выжег почти весь город.

    Однако экономическое развитие города уже нельзя было остановить. На месте сожженного города возникал больший. По статистическим данным 1702 года, Кострома была по количеству населения пятым городом в России после Москвы. Развитие и застройка Костромы продолжались в течение всего XVII века - в этот период сформировался стиль города.

    На протяжении всего XVIII века Кострома продолжала развиваться как промышленный, торговый и политический центр обширного региона. В 1778 году она стала губернским городом. Здесь в середине XVIII века была построена первая полотняная фабрика купцов Угличаниновых на пятьсот станков, а уже в 1790-х годах действовало пять суконных фабрик, совладельцем одной из них впоследствии стал П. М. Третьяков. К концу XVIII века Кострома занимала первое место в России по производству тканей. В городе работали восемнадцать кирпичных заводов, колокололитейный завод купца Синцова и основанный около 1781 года изразцовый завод. В конце XVIII века в Костроме открылась первая типография.

    Последняя треть XVIII века - время крупных градостроительных мероприятий, обусловленных появлением губернских учреждений. В Петербурге была создана комиссия, которая первоначально занималась планировкой Петербурга и Москвы, затем стала разрабатывать генеральные планы для всех губернских городов. В работе этого учреждения принимали участие крупнейшие архитекторы того времени.

    Окончательный план Костромы был утвержден в 1781 году. Он имел четко выраженный центр, от которого в радиальном направлении отходили основные улицы. Несколько десятилетий потребовалось для его осуществления. Дело в том, что грандиозный пожар 1773 года сильно изменил облик города. Сгорели все деревянные постройки старого  и нововго города, девять прихоских церквей. Сохранились только каменные здания в Ипатьевском и Богоявленском монастырях, Троицкий собор и церковь Воскресения на Дебре. По новому генеральному плану Кремль решено было не восстанавливать, а часть кремлевской территории отвести под бульвары. На этих же землях было построено здание Богоявленского собора с четырехярусной колокольней, завершенной шпилем. Колокольня долгое время служила доминантой при дальнейшей застройке, господствуя в силуэте города (разобрана в 1933 году). Автором проекта этих сооружений был Степан Воротилов (1741-1799), талантливый местный архитектор.

    Если в XVII веке костромские строители приглашались в столицу и другие города, то теперь в Кострому приезжают архитекторы из Петербурга. Зодчие Н. И. Метлин, П. И. Фурсов, М. М. Праве, получившие образование в петербургской Академии художеств, последовательно формировали облик города.

    Имена многих деятелей русской культуры связаны с этим городом. Кострома - родина основателя первого в России театра Федора Волкова. Актер петербургского театра Алексей Яковлев тоже родился в Костроме и в молодости служил сидельцем в лавке в Красных рядах. Сыном костромской земли был талантливый мастер портретного жанра первой половины XIX века крепостной помещиков Корниловых Алексанр Поляков, приглашенный в мастерскую Дау для участия в создании портретной галереи героев Отечественной войны 1812 года для Зимнего Дворца в Петербурге. В городе Луха Костромской губернии в семье местного иконописца родились братья Григорий и Никандр Чернецовы - замечательные русские пейзажисты. Уроженцем города Кологрива был художник-акварелист Геннадий Ладыженский, основатель Товарищества южнорусских художников в Одессе. С костромской землей связана биография замечательного русского живописца Бориса Кустодиева. В 1900 году в селе Семеновском-Лапотном (ныне село Островское) им написана программная картина на звание художника "Базар", за котрую ему была присуждена золотая медаль. В поместье Маурино приезжал Кустодиев делать эскизы и зарисовки ко многим своим произведениям. Бывая в Костроме, Кустодиев часто гостил в доме Ивана Рязанского - одного из первых ученых-краеведов, посвятившего всю свою жизнь изучению местного края. Рязанский был близким другом выдающихся деятелей русской культуры, в его доме бывали А. Блок, Н. Рерих, В. Мейерхольд, А. Толстой, А. Чапыгин, А. Ремизов, Ф. Сологуб, С. Чахонин, И. Павлов, В. Бонч-Бруевич.

    Неподалеку от Костромы находится имение Щелыково, принадлежавшее драматургу А. Н. Островскому, с именем которго связаны многие памятные места города. В Костроме родились В. Плещеев и П. Катенин. Здесь отбывали ссылку атаман войска Донского М. Платов и генерал А. Ермолов - герой Отечественной войны 1812 года. Родился и жил в Костроме и другой герой войны 1812 года - Николай Мартьямович Сипягин, основатель общества любителей военных наук, военный губернатор Грузии, адъютант князя Багратиона.

    Еще в начале XX века на углу Горной улицы и улицы Кооперации стоял дом семейства Вишневских. Ф. Вишневский, в 1822-1825 годах совершивший кругосветное плавание в составе русской экспедиции, был участником восстания 1825 года на Сенатской площади.

    В глухой деревне Шаблово Кологривского уезда родился и жил самобытный русский художник Ефим Честняков. Он был человеком разностороннего дарования: живописцем, графиком, скульптором и писателем. Его творчество подчинялось тому духовно-нравственному началу, которое характерно для народного искусства.

    На протяжении всей русской истории Кострома вносила свой вклад в сокровищницу художественной жизни народа и сама стала живой историей русской культуры.

5

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ КОСТРОМЫ

Начало XVIII века знаменует новый этап в истории развития русского зодчества и градостроительного искусства. Это эпоха больших преобразований молодого Русского государства во всех областях жизни. Развитие мореплавания, металлургии, горнодобывающего дела, торговли и расширение международных связей ставили задачи создания крупных промышленных центров и портовых городов. Для решения градостроительных задач в 1709 году была создана комиссия для устройства городов Санкт-Петербурга и Москвы. Возглавил эту комиссию Ульян Синявин. Сначала это учреждение действительно занималось благоустройством обеих столиц, но с течением времени его функции значительно расширились. Эта комиссия подготовила почву для широких планировочных работ, развернувшихся в годы правления Екатерины II. Особенно плодотворно протекала деятельность этого учреждения в период с 1762 по 1796 год, когда в нем были созданы планы по меньшей мере 500 провинциальных городов, отличавшиеся мастерством композиционной разработки.

Новый этап градостроительных работ начался в России вскоре после окончания Отечественной войны 1812 года. В это время в Петербурге вместо комиссии был организован Комитет для строений и гидравлических работ под руководством военного инженера А. А. Бетанкура, в состав которого вошли архитекторы А. Модюи, А. Михайлов, К. И. Росси, В. П. Стасов. Планы городов, утвержденные в конце XVIII - начале XIX века, были в 1840 году сброшюрованы в отдельный том, вошедший в свод законов Российской империи.

Поводом для перепланировки Костромы был грандиозный пожар 1773 года, который опустошил большую часть города. План восстановления выгоревшего города был спроектирован местным воеводой Ивашниковым. Согласно этому плану главная площадь располагалась на месте древнего торга и служила центром, к которому направлялись спрямленные старые улицы. Представленный в январе 1776 года проект комиссия одобрила, внеся в него некоторые поправки. Однако работа над созданием генерального плана Костромы не кончилась.

Новый план реконструкции города связан с именем ярославского генерал-губернатора А. П. Мельгунова, который представил подробные данные географического и экономического характера по всему костромскому краю, послужившие основанием для создания нового плана Костромы 1779 года, а также планов еще пятнадцати городов костромского наместничества, утвержденных в 1781 году.

В новом плане архитектурно-планировочная идея раскрытия города к Волге воплотилась в виде геометрически правильной, веерообразной уличной сети. Главная ее ось - Павловская улица - проходила перпендикулярно набережной Волги. От полукруглой в плане Екатерининской площади расходились семь радиальных улиц - Царская, Богоявленская, Еленинская, Павловская, Марьинская, Никольская и Русина. Параллельно набережной Волги проходила Московская, или Мшанская улица, продолжением ее служила Дебринская. На их пересечении с основными магистралями предусматривались маленькие площади. Значение исторического и культурного центра сохранялось за Старым городом. При осуществлении генерального плана были уточнены очертания площадей кварталов, центральная площадь из полукруглой превратилась в многогранную, а Сенная площадь получила прямоугольную форму. Площади, возникшие при пересечении радиальных улиц со вторым и третьим полукольцами, были упразднены, намечены дополнительные проезды.

В окончательном проекте, доработанном в 1784 году, большое внимание было отведено индивидуальной застройке. Квартал, ограниченный с четырех сторон проездами, предполагалось застраивать по периметру, жилые дома должны были выходить на улицу, и их фасады обрабатывались в установленном стиле. Из существовавших улиц только Русина (ныне Советская) и Московская, или Мшанская (ныне Островского) сохранили свое направление, все остальные прокладывались заново. При застройке учитывалось значение магистрали в общей планировке города, поэтому многие дома, независимо от их назначения, получали торжественные и представительные фасады.

Зеленые насаждения, водные пространства включались в планировку как элементы благоустройства города, древние рвы постепенно засыпали, валы были срыты, и на месте их разбиты городские бульвары.

Эстетические воззрения зодчих, определенные стилем классицизма, требовали, чтобы план города был геометрически правильным, симметричным, с четко выраженным центром, прямыми широкими улицами, красивыми площадями, со строгим соблюдением красной линии застройки и регламентированной высотой зданий. Художественную суть этой планировочной системы удачно и полно определяло понятие "регулярность".

Планировка Костромы - один из лучших примеров русского градостроительного искусства, решавшего проблему архитектурной организации города. Создаваемый на протяжении полувека градостроительный ансамбль русского классицизма хорошо увязан с древними памятниками города.

Общественный центр полнее всего представляет градостроительные особенности Костромы. Это прежде всего сооружения, расположенные по периметру площадей Революции и Советской, по улицам Молочная гора, Чайковского, Советская, а также Парк культуры, разбитый на месте Кремля. Создание здесь протяженного ансамбля - один из главных признаков и новых приемов композиции планировки классицизма.

Центр города включал в себя два законченных архитектурных ансамбля - соборный и торговый. Соборный ансамбль находился на месте бывшего Кремля и включал в себя Успенский собор XV - XVI веков, получивший в 1778-1791 годах новый притвор с полукруглой ротондой при входе, и Благовещенский собор XVIII века с четырехъярусной колокольней. Завершали этот ансамбль два дома соборного причтаП.И.Фурсов. Дом соборного причта. 1824-1825. Достопримечательностью этого ансамбля была колокольня, долгое время служившая доминантой города при дальнейшей его застройке.
Квадратная в плане колокольня на первом ярусе была украшена дорическими пилястрами, на втором - ионическими колоннами, а на третьем и четвертом стояли колонны коринфского ордера, еще выше помещались часы. Колокольня была декорирована балюстрадами, картушами и раскрепованными над колоннами антаблементами. От живописного ансамбля костромского Успенского собора до наших дней дошли два трехэтажных дома, построенных для соборного причта. Здания возведены с учетом местности и имеют высокий цокольный этаж, их фасады расчленены дорическими пилястрами, объединяющими верхние этажи.

Торговый ансамбль возводился на месте посада и частично проходил по засыпанному рву костромского Кремля. Комплекс костромских торговых рядов является одним из самых крупных сохранившихся торговых центров России конца XVIII - начала XIX века. Он складывался на протяжении нескольких десятилетий, с конца XVIII века до 1830-х годов, и состоит более чем из десятка зданий, различных по размерам, расположенных на главной площади и на спуске от площади к Волге.

В основу планировки рядов положена типовая секция купеческой лавки: в первом этаже находилось торговое помещение, а во втором и в подвале складывались запасы товаров. Каждой лавке (размером 4,5х7 м) соответствовал один арочный пролет галереи здания торговых рядов.

Строительство КрасныхКрасные ряды. 1792 г. и Больших мучных рядов было начато в 1789 году, за основу был принят "образцовый" проект торговых рядов, подписанный архитектором К. фон Клером. Подряд на постройку этих рядов взял С. А. Воротилов, к тому времени почти закончивший строительство соборного ансамбля в Кремле. Оба корпуса Красных и Мучных рядов представляют собой замкнутые каре с размерами по внешним контурам 110х160 и 122х163 м. Чтобы избежать монотонности построек, стоящих симметрично и выходящих своими однотипными фасадами на центральную площадь города, Воротилов решил внести в архитектуру торговых рядов некоторое ритмическое разнообразие. Поскольку Большие мучные ряды предназначались для розничной и оптовой торговли мукой, фуражом, льном, типовая ячейка была сделана в два раза шире, чем в Красных, однако размеры пролетов аркады галерей были сохранены такими же, как в Красных, поэтому лавки Больших мучных рядов соответствуют двум пролетам аркады. В центре аркады галереи, окружающей здание, оказывается то входная дверь, то витринное окно. Красные ряды имеют более мелкие размеры лавок. Складские помещения второго этажа освещались круглым окном, таким образом, в арочном пролете видны сразу вход, витринное окно и круглое окно над ними. Благодаря такому не бросавшемуся сразу в глаза приему мучные ряды приобретают монументальность, а Красные - большую нарядность и парадность. Доминантная роль Красных рядов подчеркивается сооружением церкви Иисуса Христа Спасителя, построенной на средства купца Стефана Белова в 1766 году.

Южный фасад Красных рядов считают вполне самостоятельной творческой работой Воротилова. Начата эта работа была летом 1792 года. Колокольню со шпилем Спаса в Рядах достраивали уже после его смерти (1792) брат Петр Андреевич и сын Ефрем Степанович в 1794 году. Реставрация зданий церкви Спаса в Рядах проводилась под руководством И. Ш. Шевелева в конце 1970-х годов.

Колокольня церкви Спаса поставлена над мощным портиком тосканского ордера и акцентирует архитектурный центр Красных рядов и всего гостиннодворного комплекса в целом.Колокольня церкви Спаса в Красных рядах. 1792г. Над фронтоном портика Красных рядов возвышается квадратный цоколь с люнетами, над которым поднимается ярус со звоном, сдвоенные колонны коринфского ордера несут аттик. Второй ярус напоминает бельведер, завершена колокольня куполом со шпилем. Нарастание объема выполнено так, что цокольная часть колокольни органично вырастает из постамента - фронтона Красных рядов, первый этаж колокольни выглядит легким и нарядным, а все завершение выше аттика создает живописную игру архитектурных форм.

Южный фасад Красных рядов, акцентированный мощным портиком с тосканскими колоннами, имеет въезд во внутренний двор. Симметричный ему въезд со стороны северного фасада, обращенного к парадной площади, имеет столь же могучий фронтон, опирающийся на пилоны, точно такие же, как и те, что поддерживают арки галереи. Большая парадность южного портика Красных рядов объяснялась тем, что главный подход к ансамблю торговых рядов гостиного двора был именно с юга, со стороны Волги, сюда, прямо к торговому центру от Волги вела улица под названием Молочная гора. Здесь был расположен перевоз через реку, откуда уходили дороги на Москву и Ярославль. В 1823 году близ берега Волги были поставлены обелиски-заставы с кордегардиями. Это МосковскаяМосковская застава. П.И.Фурсов. 1823 застава, которая строилась как парадный въезд в город. Проектирование ее было поручено губернскому архитектору П. И. Фурсову, который решил ее в виде двух обелисков, увенчанных позолоченными орлами. Обелиски соединялись с рустованной стеной арками. Это была первая работа выпускника петербургской Академии художеств. В 1912 году Московскую заставу переделали по проекту архитектора Н. Горлицына, пристроив к обелискам торговые помещения.

Подымаясь по Молочной горе от Московской заставы, можно увидеть, как учитывали архитекторы рельеф местности, откос, ведущий к Волге. Здания различных торговых рядов расположены на террасах, спускающихся к Волге своеобразными ступеньками.

Против южного фасада Красных рядов на откосе стоит здание Пряничных рядов (конец XVIII - начало XIX века), сооруженное в виде подпорной стены. Со стороны нижней террасы оно имеет высоту более десяти метров и четыре этажа, а со стороны верхней - только два этажа. Первоначально на нижней террасе в первом этаже корпуса была открытая аркада, этот фасад со стороны Волги был особенно выразительным. В центре корпуса устроена лестница на верхнюю террасу. Снизу лестница акцентирована небольшим портиком с рустованной стеной. Торцы корпуса Пряничных рядов фланкируются гранеными объемами часовен Успенского собора и Богородицкого Игрицкого монастыря первой четверти XIX века. Пряничные ряды. Малые мучные ряды. Красные ряды и четыре корпуса Рыбных рядов - это второй ансамбль торговых зданий: третий - включает в себя Табачные и Масляные ряды.

Табачные ряды (первоначально овощные линии) построены в 1819-1822 годах по проекту архитектора В. П. Стасова. На предполагаемом месте строительства находилась часовня Успенского собора, ее предложено было снести и вместо нее в южном торце здания возвести открытую часовню в полукруглой нише экседры (воссоздана при реставрации в 1950 году). Здание отличается изысканностью пропорций, его основной архитектурной темой является колоннада дорического ордера. Во избежание монотонности фасадов колоннада разбита на три части. Средние членения имеют восемь колонн, боковые - по шесть. Антаблемент, единый на всем протяжении фасада, несколько тяжеловат по отношению к колоннаде. По ритму членений, по масштабу и пропорциям архитектура Табачных рядов произвела большое впечатление на современников, здание стало прототипом каменных торговых рядов в соседнем Галиче в 1820 году, а затем этот проект был использован при сооружении деревянных рядов в Солигаличе и Юрьевце.

Корпус Масляных рядов находится к востоку от Табачных и замыкает с юга Советскую площадь. Проект рядов был составлен архитектором Н. И. Метлиным в начале 1804 года. Для разработки проекта Метлин, по-видимому, пользовался типовым проектом, принадлежавшим архитектору Л. И. Руска. Центр этого протяженного здания акцентирует двухэтажный дом, построенный Метлиным для "питейного заведения", крылья представляют собой галереи с аркадами. Широкий шаг арок галерей перекликается с архитектурой Мучных и Красных рядов. Существенным отличием декора Масляных рядов является введение архивольтов с замковым камнем над арками и рустованные пилоны.

Зданием, определяющим характер застройки торгового ансамбля, является корпус Красных рядов. Симметрично поставленное здание Больших мучных рядов служит в плане ансамбля для поддержания равновесия масс. Это ощущение крепнет, если войти во внутренний двор Красных рядов, где расположены еще одни, так называемые Мелочные ряды, построенные архитектором Фурсовым в 1831-1832 годах (они предназначались для торговли мелкой галантереей).

Мелочные ряды представляют собой своеобразное сооружение в виде лавок, над которыми колонны тосканского ордера поддерживаютП.И.Фурсов. Мелочные ряды. 1831-1832 вынесенный вперед односкатный навес от дождя. Перспектива этих невысоких колонн высотой в один этаж замыкается колокольней церкви Спаса в рядах. Вместе с тем колонны Мелочных рядов служат как бы пропилеями от портика здания губернских Присутственных мест через двор Красных рядов к Волге.

Присутственные места расположены на главной административной площади, несколько вытянутой по своему характеру (Советская, 1). Присутственные места с одной стороны, Красные ряды - с другой начинают новый ансамбль общественных сооружений.

Здание Присутственных мест - яркий пример постройки в стиле классицизма. Оно возводилось в 1806-1808 годах по проекту архитектора А. Д, ЗахароваГубернские Присутственные места. 1806-1833., но строитель сооружения Метлин несколько видоизменил проект, сделав парадный вход со стороны Красных рядов в виде широкой белокаменной лестницы. В 1832-1833 годах эта парадная лестница была встроена в вестибюль здания, фасад которого украсил шестиколонный портик, воздвигнутый по проекту нижегородского архитектора И. Е. Ермилова. Колонны ионического ордера, сгруппированные попарно, установлены на постаменты высотой в цокольный этаж. Поскольку парадная лестница оказалась в интерьере здания, портик вынесен далеко вперед от основного объема, а под ним сделан проход для пешеходов - там, где по классическим канонам должен был бы находиться пандус. Над входом в центре расположены большое полукруглое окно и герб. Низкий цоколь оживлен квадратными окнами и небольшими замковыми камнями в перемычках. Первый этаж выше цокольного в два раза. Он имеет рустованные стены и почти вдвое увеличенные окна. Второй этаж еще более высокий, над его окнами сделаны сандрики на кронштейнах.

В ансамбль зданий общественного назначения входят гауптвахта, пожарная каланча и дом Борщова. Строительство велось в то время, когда в Петербурге уже господствовал стиль ампир, поэтому в провинциальной Костроме можно встретить все оттенки классицизма: от раннего классицизма до ампира. Например, здание губернского правления монументально в духе творений Дж. Кваренги, пожарное депо - скорее всего, баженовского типа, а гауптвахта - совсем ампирное здание.

Гауптвахта была построена в 1824-1827 годах II. И. Фурсовым, После окончания Академии художеств в 1817 году он переехал в Кострому, где после смерти Н. И. Метлина был назначен губернским архитектором и проработал в городе почти тридцать лет. Им спроектированы и построены многие здания на улицах и площадях Костромы, но гауптвахта и пожарная каланча - самые яркие из его творений.

Здание гауптвахты - это фасад всего квартала. По своим пропорциям оно производит впечатление аттика, поставленного на землю. П.И.Фурсов. Гауптвахта. 1824-1827Центр сооружения акцентирован полуциркульной экседрой и шестиколонным портиком дорического ордера. Экседра оживлена пятью нишами. Лепные украшения на ее стенах посвящены теме воинской славы и состоят из военных доспехов, щитов с изображением Медузы Горгоны, львиных масок, раков и собак. Поскольку гауптвахта возводилась после окончания Отечественной войны 1812 года, два ангела поддерживают вензель Александра 1. На фасаде расположены два окна, наличники которых представляют собой пилястры коринфского ордера, под окнами - декоративные балясины. Все сооружение торжественно и величаво, как это свойственно постройкам ампира. В общем масштабе площади здание гауптвахты невелико, поэтому архитектор решил дополнить его оградой и железными коваными фонарями на металлических тумбах. Гауптвахта сильно пострадала во время пожара 1847 года, а затем в течение всего XIX века здание подвергалось изменениям: к заднему фасаду, например, была сделана каменная пристройка, на торцовых фасадах пробито несколько новых окон. Во время реставрационных работ под руководством архитектора И. III- Шевелева в 1955-1956 годах был расчищен и воссоздан лепной декор по чертежу 1820 года, обнаруженному в архиве, восстановлена деревянная ограда с кирпичными колоннами.

В 1823-1827 годах одновременно со зданием гауптвахты Фурсов спроектировал и построил пожарную каланчу. Сложный лепной декор выполнили ярославские мастера Повирзнев и Бобанин по рисункам и эскизам архитектора. Пожарная каланча включала в себя жилые помещения для служащих и бойцов, конюшни, сараи для бочек с водой и наблюдательную вышку, с которой обозревался весь город. Вышка обогащала силуэт административной части города и была подчинена по высоте существовавшей тогда соборной колокольне. Как и во всех русских провинциальных городах, пожарная каланча размещалась в центре Костромы.

Здание представляет собой кубический объем с портиком ионического ордера.П.И.Фурсов. Пожарная каланча. 1823-1827 В основание центрального восьмигранного столба введен аттиковый этаж, над ним возвышается постепенно сужающийся вверх восьмигранный объем. Наверху столба находилась обзорная площадка в виде
беседки-фонарика, опирающейся на четыре колонны тосканского ордера и перекрытой куполом (восстановлена при реставрационных работах 1955-1956 годов). В 1860 году к каланче были пристроены боковые крылья пожарного депо, в 1880-х годах - металлический фонарь, искажавший первоначальный облик здания.

Бывший особняк участника Отечественной войны 1812 года генерала С. С. Борщова построен в 1824 году, крупный масштаб и представительность обусловили его восприятие как общественного сооружения. Решение его главного фасада было продиктовано тем, что особняк оказался в глубине площади и воспринимался с большого расстояния, поэтому он акцентирован восьмиколонным портиком коринфского ордера. Боковой фасад по проспекту Мира решен иначе и имеет только четырехколонный портик. Вход с парадным вестибюлем сделан с улицы Шагова. Художественный облик этого здания является необходимым связующим звеном между парадной пожарной каланчой, нарядной гауптвахтой и официально-торжественными губернскими Присутственными местами. Дом Борщова воспринимается ярким образцом костромского классицизма.

Классицизм в Костроме заявил себя весьма разнообразно. Это не только официальные здания, определяющие лицо города, но и обычная жилая застройка, регламентированная типовыми проектами, разработанными в столице. Почти все постройки, созданные по этим проектам, возведены с учетом местоположения застройки и окутаны атмосферой интимности.

Рациональность классицизма подчеркивала в декоре конструкцию сооружения. Руст служил выражением нагрузки, которая приходится на нижние этажи. Второй этаж имел более тонкие гладкие стены, большие окна: центральная часть здания на уровне второго этажа обычно выделялась портиком. Здесь же располагался главный парадный зал здания, иногда он был двусветный, и тогда колонны портика объединяли второй и третий этажи. Окна третьего этажа, если он был, делались по размерам меньше, располагались они строго над окнами первого и второго этажей и организовывали своеобразную вертикаль, прорезывающую гладкие стены здания, что подчеркивало его перспективное сокращение и придавало ощущение стройности. Провинциальный классицизм утратил чеканную строгость столичного, но акцентировал простоту,
стройность и соразмерность человеку.

Среди зданий Костромы, сохранившихся с этого времени, можно назвать дом Общественного собрания (Советская, 23), датируемый 1799-1800 годами, дом купца И. В. МалышеваДом И.В.Малышева. начало XIX века, отличающийся оригинальностью решения (расположен на пересечении Советской и Крестьянской улиц),-он имеет на углу законченную ротонду, на три четверти выходящую на фасад, она оформлена колоннами на низких постаментах. По-другому решен дом, стоящий на углу улицы Чайковского и набережной Волги. Архитектор П. И. Фурсов плавное округление его фасадов оформил шестью колоннами коринфского ордера, вплотную придвинутыми к стене, и увенчал угол здания ступенчатым аттиком. Жилые дома, построенные в XIX веке, на улицах Костромы встречаются очень часто, среди них только дом Малышева и средняя часть дома на улице Лермонтова сооружены точно по альбому "Образцовые фасады жилых домов", составленному архитекторами В. Гесте и Л. Руска в 1809-1812 годах. Большинство же зданий, хотя и имели прообразы в альбоме, отличались индивидуальностью своего художественного облика.

На улице Островского дома 18, 20, 22 объединяла усадьба костромских купцов Акатовых, состоящая из двух каменных и одного деревянного дома. Особенно хорошо сохранился каменный дом (18), выстроенный в 1792 году. Центр одноэтажного деревянного дома (22) акцентирован портиком, четыре колонны которого поставлены на отдельные постаменты и объединяют бельэтаж этого дома с его мезонином. Стены декорированы рустом.

Близок к типовому проекту и одноэтажный дом училища слепых (улица Энгельса, 29/21) - бывший дом Шипова.Дом Шипова. XIX Похожий проект был разработан архитектором К. И. Росси для Твери и Рыбинска в 1811 году. Дом училища слепых показывает влияние классицизма на деревянное строительство. Построенный из дерева, он обшит тесом, имитирующим руст. Центр его выделен шестиколонным портиком, фронтон дома с люнетом, высокие окна украшены сандриками.

И до наших дней в Костроме сохранилось несколько кварталов, целиком застроенных в первой половине XIX века, например, дома на улице Островского с 22 по 44-й.

Во времена классицизма в Костроме возводились в основном сооружения общественного назначения, затем - жилые дома. Из построек культового назначения этого времени можно назвать церковь Иоанна Златоуста на Лавровской улице, церковь СпасаЦерковь Спаса в Рядах. 1766 в рядах, церковь Иисуса Христа Спасителя на реке Запрудне и церковь Александра и Антониды в Селище.
Церковь Иоанна Златоуста представляет собой образец провинциального барокко. Построена она на деньги купца Ивана Аравина в 1751 году, а приделы возводили другие купцы-братья Дурыгины в 1791 году. К пятиглавому основному объему церкви пристроена трапезная, приделы и колокольня. Композиция ее напоминает первый Петропавловский собор и первый Исаакиевский собор в Петербурге, а тонкие глухие барабаны на куполе похожи на барабаны ярославских церквей XVIII века. Трехъярусная четырехгранная колокольня с портиками в первых двух ярусах оканчивается шпилем на барабане. В самом конце XVIII - начале XIX века такое завершение звонницы было очень распространено в провинциальной архитектуре.

Церковь Спаса на Запрудне возведена в 1754 году, а в 1806 году на средства купца В. Стригалева были построены ее приделы. Основа - куб, на нем поставлен восьмигранник, покрытый шатровым куполом, завершенным барочным барабаном с небольшой главкой, окна церкви украшены стрельчатыми фронтонами. К основному объему пристроены трапезная и двухэтажная колокольня, несколько немасштабная, завершенная тонким шпилем. Церковь села Селище на правом берегу Волги повторяет композицию Спаса на Запрудне. Здание построено в 1786 году и посвящено святым Александру и Антонине с двумя приделами в честь пророка Ильи и святого Георгия.

Интересна церковь святой Троицы в селе Костеневе. Будучи построена в 1805 году и следуя общей закономерности в композиции, она несет декор, характерный скорее для стиля классицизма. Южный и северный фасады ее украшены строгими фронтонами, окна - замковыми камнями, одноэтажная абсида оживлена филенками. Сложно профилированные карнизы контрастируют с гладью стен.

Решая градостроительные задачи, архитекторы заботились и о благоустройстве города. Так, вдоль набережной Волги был в 1852-1853 годах архитектором П. И. Фурсовым распланирован парк Муравьевка, представляющий собой три террасы, обсаженные кустами, на уступах террас, как на бастионах., были установлены литые пушки.

Строительство середины и конца XIX - начала ХХ века принципиальных изменений в планировочную схему города не внесло. Новые здания, занявшие свое место в исторически сложившемся облике города,- это промышленные здания и сооружения, вокзалы, депо, банки, пассажи, специализированные учебный заведения, доходные многоквартирные дома. В первой половине XIX столетия применение конструкций из чугуна, а затем из стального проката повлияло на становление новых архитектурных форм. Металлические конструкции стали употребляться в промышленных зданиях.

Каркасно-стеновая система, зародившаяся в промышленном строительству во второй трети XIX века, проникла и в гражданскую архитектуру. Развиваются новые формы, обусловленные причинением металла: на фасадах жилых домов появились балконы на чугунных кронштейнах с ажурными перилами, эркеры, на первых этажах - широкие окна-витрины, перекрытые железными балками.

Новая пространственная структура здания привела к нарушению традиционных членений фасадов согласно расположению внутренних помещений и заставила архитекторов искать новые формы художественной выразительности в декоративной отделке здания. Архитекторы пытались "оживить" огромность нового монолита, придать живописность его фасадам. Этим объясняется применение в декоре неоштукатуренного кирпича и разнообразных лепных украшений.

Трактовка стены как декоративного панно находит свое законченное выражение в архитектуре модерна, возникшего в конце XIX - начале XX века. Употребление в декоре стен поливного кирпича, удлиненные окна, "текучие" линии лепнины, выполненной в невысоком рельефе,- все это создавало впечатление огромного живописного полотна, отчего облик здания становился легким и хрупким. Построек в стиле модерн в Костроме немного. Это несколько зданий на Советской улице (дома 7-21) и собственный дом Архитектора Н. Горлицына, провозвестника сего направления в архитектуре города (Красноармейская, 13). Дом Горлицына - пример особняка, представляющего интерес своей свободной, ассиметричной композицией.

Самым замечательным творением Горлицына является здание Художественного музеяКостромской Художественный Музей (улица Мира, 5). Музей местного края возник в Костроме в 1891 году. Однако долгое время отсутствие помещений не позволяло устроителям выставить экспонаты, собранные губернской ученой архивной комиссией. Краеведческий музей разместился в здании, построенном в 1913 году для музея, учрежденного в честь празднования 300-летия дома Романовых. В облике здания отразилось увлечение формами нарышкинского, или московского барокко.

Не менее причудливым и живописным был дом общества Красного Креста с геральдическими изображениями на фронтоне (улица Кооперации, 7), относящийся к так называемому "кирпичному" стилю. Красное здание из неоштукатуренного кирпича - типичная для Костромы постройка второй половины XIX - начала XX века. Подобное же здание было возведено для четырехклассного духовного училища, директором которого был страстный библиофил И. П. Виноградов, собравший богатейшую частную библиотеку в Костроме (улица Мира, 8). Этот дом является ярким примером, как свободно зодчие того времени обращались с наследием прошлого. Его декоративное оформление - неоштукатуренный кирпич, кессоны с розетками на пилястрах, объединяющих второй и третий этажи, парадное крыльцо, воспроизводящее формы деревянных крылечек, кронштейны верхнего карниза, на который опирается аттик, в свою очередь, украшенный маленькими четырехгранными шатрами. Главный фасад разделен на три этажа с акцентировкой на второй этаж - окна его больше по размерам и более нарядны, первый этаж вознесен на высокий цоколь и рустован, пологий купол довершает сходство с классицизмом. Фасад, выходящий на улицу Князева, выглядит иначе. Он имеет большую протяженность, двухэтажен, над средней частью возвышается небольшой аттик с маленькими шатрами и двумя симметричными пирамидами, которые фланкируют сдвоенные удлиненные шатры, напоминающие готические аркбутаны. Сквозь необычный, дробный, нарядный облик этого здания проглядывают традиции недавнего классицизма.

В формах, воспроизводящих нарышкинское барокко, построены так называемые "чижовские" училища - первые заведения в России, выпускавшие кадры инженерно-технических работников. Федор Васильевич Чижов (1811-1877) был выдающимся общественным деятелем и просветителем, с его именем было связано много прогрессивных начинаний; все свое состояние он завещал на создание сети специальных учебных заведений. "Чижовское" училище в Костроме включало в себя не только учебные здания, но и производственные мастерские (на улице Островского).

Некоторые постройки Костромы второй половины XIX века - типичные образцы неоклассицизма. Примером такого здания может служить "дом Третьякова". Собственно "дом Третьякова" состоит из двух домов, соединенных воротами с декоративной решеткой, удивительно легкой и изящной по рисунку. Оба здания построены по-купечески добротно. По высоте они сохраняют традиционное для классицизма деление на три этажа. Первый этаж низкий, почти цокольный, он отделан рустом с "шубой", мощные перекрытия отделяют второй этаж, окна которого значительно больше, согласно канонам классицизма, они как бы акцентируют парадные залы. Окна третьего этажа меньше по размерам, над ними проходит карниз, поддерживаемый декоративными кронштейнами. Поверхность стен обоих домов с первого до третьего этажа украшена рустовкой. Угол здания, выходящий на Пятницкую улицу, выполнен в виде эркера - некая своеобразная дань времени.

Все эти постройки позднего периода привносят определенный акцент, но не изменяют общего впечатления целостности архитектурно-художественного облика города.

6

Беседка Островского

7

Торговые ряды

8

Пожарная каланча и отремонтированная "сковородка" (Круглая мощёная площадка - и есть "сковородка". В центре, прямо в плиты вмонтированы солнечные часы)

9

Городская дума

10

Снова каланча и часы поближе

11

Набережная

12

Церковь на Дебре

13

Памятник основателю города князю Юрию Долгорукому. Любопытно, что под памятником есть ниша, и во время установки туда заложили бутылку лучшей водки производства Костромского Ликёро-Водочного Завода (КЛВЗ).

14

Кинотеатр "Дружба XXI век"

15

Пережиток прошлого - Ленин. Во времена царей(кстати, Кострома считается колыбелью Романовых) на этом постаменте была целая группа скульптур царской семьи

16

парк отдыха Берендеевка. Раньше на территории парка располагались различные атракционы, колесо обозрения, но со временем всё пришло в упадо и все атракционы, пришедшие к тому времени в полную негодность, убрали. На трёх прудах, расположенных на территории Берендеевки каждое лето купаются, некоторые индивидуумы ловят рыбу.

17

Вид на Волгу с набережной

18

Кусочек Ипатьевского монастыря, а в частности то крыльцо, откуда выбегали стрельцы в комедии "Иван Васильевич меняет профессию"

19

Торговые ряды сверху

20

Памятник солдату


Вы здесь » Форум Искушение! » Наши города/Путешестуем вместе » Кострома - родина Снегурочки.